После того, как  вы определились с выбором надувной лодки для рыбалки: ее размером и типом, наступает очень важный момент, от которого зависит, насколько полно будут удовлетворены все ваши пожелания. Это выбор подвесного мотора для лодки.

1_prev.jpg

Итак, какие же подвесные лодочные моторы, представленные на нашем рынке можно приобрести и как лучше это сделать? Чтобы правильно решить эту проблему необходимо ответить на три наиболее важных вопроса:

  1. Какой тип мотора вам необходим, двухтактный или четырехтактный?
  2. Какова планируемая мощность вашего мотора?
  3. Мотор какой фирмы предпочтительней купить именно вам?

Попробуем помочь вам ответить на первый из этих вопросов.

Все подвесные лодочные моторы делятся на две большие группы: двух и четырех-тактные. Каждая из этих групп также подразделяется на несколько подгрупп. В нашей статье мы будем рассматривать не всю классификацию лодочных моторов, а только ту ее часть, которая включает в себя моторы малой и средней мощности, применяемые на рыбацких лодках. Каждая из рассматриваемых групп имеет свои преимущества и свои недостатки и определение наиболее предпочтительного типа мотора в большой степени зависит от области его применения.

Двухтактные моторы.

2_prev.jpg

Двигатель имеет относительно простое устройство, компактен и обладает небольшим весом. Это достигается, в том числе за счет отсутствия полноценной системы смазки – все необходимые узлы смазываются маслом, входящим в состав топливно-масляной смеси. Для перевозки такой двигатель очень удобен, т.к. при полностью выработанном из карбюратора бензине, в двигателе не остается никаких жидкостей, он полностью сухой и его можно хранить и перевозить в любом положении. Рабочий цикл состоит из двух тактов, это позволяет быстро набирать полные обороты и делает мотор более «резвым». Мотор не очень требователен к качеству бензина, но требует правильной подготовки топливно-масляной смеси. Параметры этой смеси: октановое число бензина, тип масла и их соотношение приведены в инструкции по эксплуатации мотора, и нарушать их не рекомендуется.

Что бы правильно пользоваться таким мотором, нужно хотя бы в общих чертах представлять принцип его работы. Наиболее важным в бесперебойной работе двигателя является надежная смазка его узлов и механизмов, но без вредных излишеств. Так мотору, работающему на полных оборотах длительное время необходима топливно-масляная смесь с 2% содержанием масла (1:50). Если масла будет меньше, мотор может заклинить. Если же мотор долгое время используется на малых оборотах, например при ловле на дорожку, то ему предпочтительней использовать смесь с меньшим содержанием масла, достаточно 1% (1:100), иначе не все масло будет полностью сгорать в цилиндре двигателя: часть его будет выбрасываться с выхлопными газами, а часть оседать на свече.  

В такой ситуации есть три неприятных момента, это выброс несгоревшего масла в воду вместе с выхлопными газами,  достаточно едкий дым и нестабильная работа двигателя после некоторого времени работы на малых оборотах.  Если стабилизировать работу мотора достаточно просто: надо сделать «перегазовку» на нейтральной передаче, и масло, осевшее на свече, выгорит, то бороться с едким дымом практически невозможно. В идеале, нужно использовать два бензобака с разным содержанием масла: для работы на полном ходу с максимальными оборотами 2% смесь, а для работы на малых оборотах смесь с 1% масла, но это не всегда возможно, особенно, если выезд на рыбалку краткосрочный, и надо успеть за 5 – 6 часов добраться до места, порыбачить и вернуться обратно. 

Также надо обратить внимание на то, что двухтактные моторы достаточно шумные, и их звук достаточно резкий, особенно на высоких оборотах. Расход топлива у таких моторов также высок и составляет примерно 350 мл на 1 л.с. в час.

Преимущества двухтактного мотора:

- Быстро набирает обороты

- Относительно небольшой вес

- Простая конструкция

- Невысокая цена

- Возможность хранения и перевозки в любом положении

- Не очень требователен к качеству бензина

Недостатки двухтактного мотора:

- Необходимость заранее готовить топливно-масляную смесь

- Невозможность точно подобрать качество смеси под разные режимы работы

- Возможность выброса несгоревшего масла с выхлопными газами

- Повышенная шумность

-  Повышенный расход топлива

Четырехтактные моторы

3_prev.jpg

Двигатель имеет более сложную конструкцию, имеется полноценная система смазки, масло заливается в картер двигателя и вся система работает примерно также, как в автомобильном двигателе. За счет этого размеры и вес четырехтактного двигателя несколько больше, чем двухтактного. При такой конструкции возможно проливание масла из картера при неправильном положении мотора во время хранения или транспортировки. В инструкции по эксплуатации каждого мотора подробно показывается правильное положение мотора при хранении.

Набирает обороты такой мотор несколько медленнее, чем двухтактный, но шумность его значительно меньше, и тональность этого шума более мягкая. Мотор работает стабильно, как на малых, так и на больших оборотах. Не нужно делать никаких специальных действий для перехода от полного хода к максимально малому, надо просто сбросить «газ».

Качество бензина имеет значение для четырехтактного двигателя. Очень важно, чтобы в бензобак не попала вода, так как это значительно снижает стабильность работы мотора и его мощность. Особенно важно применять качественное топливо для инжекторных моторов, которых в секторе средних мощностей становится все больше. Расход топлива для четырехтактных моторов составляет примерно 250 мл. на 1 л.с. в час.

Преимущества четырехтактного мотора:

-  Стабильно работает на малых и больших оборотах

-  Менее шумный

- Не надо смешивать бензин с маслом, работает на чистом бензине

-  Нет вредных выбросов, экологически чистый

-  Выше ресурс двигателя

-  Более экономичный

Недостатки четырехтактного двигателя

-  Повышенный вес

-  Более дорогой

-  Требователен к качеству бензина

-  Перевозка и хранение возможны только в определенном положении

Исходя из всех вышеперечисленных особенностей, можно определить тот тип мотора, который подойдет для ваших нужд.

Например, вы собираетесь использовать мотор с надувной лодкой для рыбалки на поплавочную удочку и вам необходимо только добираться до места рыбалки. После этого вы становитесь на якорь, забрасываете удочку и рыбачите, а закончив рыбалку, отправляетесь к месту базирования автомобиля, собираете лодку, грузите ее вместе с мотором в машину и едете домой. Дома вы выгружаете лодку с мотором на балкон, и они лежат там до следующей рыбалки. В этом случае правильнее будет использовать двухтактный мотор, так как вы сможете ощутить все его преимущества и практически не коснетесь его недостатков.

Другой случай: вы храните лодку в надутом виде на автомобильном прицепе, мотор с лодки не снимаете весь сезон, прицеп с лодкой стоит на охраняемой стоянке, в гараже или на территории приусадебного участка. Рыбачите вы в основном «на дорожку». В этом случае идеально подойдет четырехтактный мотор, так как вам не очень важен его вес, а транспортируется и хранится мотор в правильном положении. Малая шумность и вибрация мотора, а также стабильная работа на малых оборотах важны при такой рыбалке, а относительно медленный разгон до максимальных оборотов не важен.

Выбирайте тот тип мотора, который вам наилучшим образом подходит, и пусть вам сопутствует удача!